В последние несколько лет разгорелись довольно бурные дискуссии, развернувшиеся на страницах СМИ, как в кругах специалистов, так и в кругах тех, кто выдает себя за таковых, о замене в арсеналах армий основных танков на их облегченные колесные аналоги, приводя всевозможные аргументы. В этой статье мы попытаемся рассмотреть, насколько верны те, или другие аргументы, и насколько необходимы в системе вооружений, так называемые «колесные танки».

«Поговорим по понятиям»

Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению всех «за» и «против» с научной точки зрения, надо, как и во всякой науке, разобраться с понятийным аппаратом. Зачастую из-за непонимания тех или иных понятий, как раз и заблуждаются сами или вводят в заблуждение других, горе теоретики военного дела, а порой даже и некоторые военачальники.

Итак, по определению танк - это боевая гусеничная бронированная машина с мощным вооружением, многоуровневым комплексом защиты, обладающая высокой проходимостью в условиях бездорожья и способностью к преодолению сложных естественных, искусственных препятствий и водных преград и т.д. В каком из словарей ни брать определение «танк», они будут несколько отличаться друг от друга, но во всех них будет присутствовать: «боевая, бронированная, гусеничная машина». До начала 70-х годов прошлого века танки подразделялись на тяжелые, средние и легкие. С появлением в арсенале Советской Армии в 70-х гг. прошлого века таких танков как Т-64А и Т-72 «Урал», имеющих массу среднего танка, а огневую мощь и бронирование, превышающие по своему уровню эти показатели у тяжелых танков, этот класс боевых машин получил наименование «основные танки» (ОТ). Именно «основные танки», а не основные боевые танки», как иногда называют некоторые неграмотные, поскольку исходя из определения танка, он не может быть не боевым. Другими словами словосочетание «основной боевой танк» в русском языке звучит примерно также, как если произнести «кипяченый водяной кипяток»... Помимо ОТ, сейчас на вооружении армий многих стран мира имеются еще и легкие танки, некоторые из них могут быть плавающими.

На страницах СМИ и рекламных буклетов, также можно встретить термин «ракетно-пушечный танк», также являющийся, мягко говоря, не совсем верным. При введении в обиход данного термина, его авторами имелось в виду, что данный танк оснащен комплексом управляемого ракетного вооружения (КУРВ). Но КУРВ - это всего лишь один из элементов комплекса вооружения танка, повышающий его боевую эффективность, ни больше, ни меньше, так же как и стабилизатор оружия, автомат заряжания или зенитный пулемет. Тогда по аналогии с мыслью авторов термина надо называть такую боевую машину «ракетно-пушечный, автозаряжаемый, стабилизированный, зенитно-пулеметный танк». Согласитесь - не впечатляет. Боевые машины пехоты, большинство из которых также оснащены КУРВ, тогда тоже надо называть «ракетно-пушечные БМП».

Совсем недавно появилось новое понятие - «колесный танк». Это неофициальный термин, употребляемый по отношению к ряду современных бронеавтомобилей, в составе комплекса вооружения которых имеется орудие - нарезная или гладкоствольная пушка калибра 76, 90, 105 или 120 мм. Нол если исходить из определения «танк», то тогда «колесный танк» - будет не совсем правильным и технически обоснованным выражением. Этот тип боевых машин был разработан впервые и получил распространение в ряде западных стран, но там они классифицируются как разведывательные машины (reconnaissance vehicles), истребители танков (tank destroyers) или мобильные артиллерийские системы (mobile gun system). Во всяком случае, именно так они представлены в официальном справочнике Jane's Armour and Artillery, издаваемом под редакцией Кристофера Фосса (Cristopher F Foss). В настоящее время к этому типу машин относят легкобронированные боевые машины на полноприводном колесном шасси высокой проходимости, вооруженные нарезной или гладкоствольной пушкой, имеющие противопульную защиту. Такие боевые машины предназначены для обеспечения непосредственной огневой поддержки пехотных (мотопехотных) подразделений, так называемых, легких бригад, для борьбы станками и другими бронированными целями, ведения разведки.

К наиболее ярким представителям боевых машин этого типа можно отнести итальянскую колесную бронированную машину Centauro, американскую мобильную артиллерийскую систему М1128 MGS Stryker, французскую разведывательную машину AMX-10RC, южноафриканские боевые машины Ratel и Rooikat.

Некоторые приверженцы идей насыщения армий «колесными танками» в качестве аргументации приводят примеры создания в Советском Союзе в 30-х гг. прошлого века семейства колесно-гусеничных танков серии БТ на основе шасси, разработанного американским инженером Кристи. При этом напрочь забывается то, что у этих танков ходовая часть имеет гусеничный движитель, опорные катки которого могут использоваться в качестве движителя при снятых гусеницах. Таким образом, танки серии БТ в качестве примера по аргументации в пользу «колесных танков» никак не годиться. Это равносильно тому, что если называть некоторые грузовые автомобили, на которых на колеса задних мостов одевают специальные гусеницы для повышения проходимости, гусеничными машинами.

Откуда ноги растут

Чтобы разобраться с вопросом смогут ли заменить на поле боя «колесные танки» основные танки, для начала надо проследить историю появления на поле боя колесных боевых машин с артиллерийским вооружением.

Одной из первых колесных машин с относительно мощной артиллерийской системой стала французская колесная разведывательная машина Panhard EML 90 с колесной формулой 4x4. Сама разведывательная машина начала поступать на вооружение французской армии в начале 60-х гг. прошлого века, а башню с башню с 90-мм пушкой на нее стали устанавливать с 1965 г.

Один из первых «колесных танков» - французский Panhard EBR FLU в 50-60-х гг. прошлого века успешно использовался для борьбы с повстанцами в африканских колониях

Один из первых «колесных танков» - французский Panhard EBR FLU в 50-60-х гг. прошлого века успешно использовался для борьбы с повстанцами в африканских колониях

В середине 70-х гг. во Франции была разработана новая колесная разведывательная машина Panhard ERC 90 Sagaie с колесной формулой 6x6, которая с 1982 г. стала поступать на смену устаревшим Panhard АML 90. Кроме того, на вооружении французской армии имеются и коленые разведывательные машины AMX-10RC, также оснащенные 90-мм нарезной пушкой.

Французская колесная разведывательная машина Panhard AML 90

Французская колесная разведывательная машина Panhard AML 90

Французская колесная разведывательная машина Panhard ERC-90 Sagaie пришла на смену ветерану AML 90

Французская колесная разведывательная машина Panhard ERC-90 Sagaie пришла на смену ветерану AML 90

Французская колесная разведывательная машина AMX-10RC широко используется в составе французских миротворческих контингентов и в армиях некоторых государств

Французская колесная разведывательная машина AMX-10RC широко используется в составе французских миротворческих контингентов и в армиях некоторых государств

В Южноафриканской Республике (ЮАР) в конце 70-х гг. прошлого столетия была принята на вооружение колесная боевая машина Ratel 90 с колесной формулой 6x6 и 90-мм нарезной пушкой. Эти машины активно использовались в ходе различных военных конфликтов, в которых принимала участие южноафриканская армия. Сейчас на вооружение этой армии поступает боевая машина Rooikat (рысь) с колесной формулой 8x8 и имеющая в качестве основного оружия 105-мм нарезную пушку.

Южноафриканская колесная боевая машина Ratel 90
Южноафриканская колесная боевая машина Ratel 90